- Психолингвистика
-
ПСИХОЛИНГВИ́СТИКА — раздел лин. гвистики, науч. дисциплина, находящаяся на стыке традиционной лингвистики, психологии, физиологии речи. Предмет изучения П. — речевое поведение человека, процессы, позволяющие индивиду осуществить акт коммуникации, кодировать и декодировать информацию.
Психол. подход к яз. существовал уже в 19 в. в работах лингвистов младограмматич. направления. В рус. яз.-знании традиция ориентации на говорящего и слушающего идет от И. А. Бодуэна де Куртенэ и Л. В. Щербы. Однако в самостоятельный раздел яз.-знания П. оформилась только в сер. 20 в. Появление понятия "П." связано прежде всего с именем амер. исследователя Ч. Осгуда. Основы психолингв. направления в отеч. науке заложены в трудах А. А. Леонтьева, а также сов. психологии и физиологии (иссл. Л. С. Выготского, Н. А. Бернштейна, А. Р. Лурия и др.). В отеч. науке наряду с термином "П." используется термин "теория речевой деятельности".
Исследователь, занимающийся П., имеет дело с конкретными людьми и строит модель речевого поведения человека в соответствии с общепсихол. и физиол. законами, учитывая особенности памяти, внимания, эмоц. состояние, образование, возраст, соц. роль, личностные характеристики и пр. факторы, к-рые оказывают влияние на психолингв. организацию чел. Одновременно цель психолингв. исследования — это установление закономерностей, относящихся только к процессам, связанным с яз. и речью; именно поэтому, несмотря на близость П. кдр. наукам о человеке, ее все же следует рассматривать как яз.-ведческую дисциплину.
Особенность П. заключается в том, что, хотя основным предметом исследования является конкретный человек (люди), выводы делаются относительно яз. и речи в целом, поскольку каждый индивид представляет собой носителя конкретного яз., одну из фигур социума, и его речевое поведение в основном подчиняется тем же закономерностям, что и речевое поведение др. людей.
Сложность психолингв. исследования заключается в том, что речевая деят-ность человека носит автоматический характер. Это делает невозможным обращение к сознанию носителя яз. для определения, каким образом осуществляется та или иная операция в процессе порождения и восприятия речи, каким образом решается коммуникативная задача, какие психолингв. единицы хранятся в памяти. Поэтому для П. характерно использование т. н. метода черного ящика, т. е. изучение закономерностей, являющихся следствием рассматриваемых особенностей речевого поведения, характеристик психолингв. системы.
Традиц. для П. прием — использование сведений о ненормативном речевом поведении для создания психолингв. модели речевой деят-ности в норме. Материалом психолингв. исследования оказывается детская речь, различные формы патологии речи, речь в затрудненных условиях, напр. в шуме. Для современной П. характерна высокая степень разработанности эксперим. методик.
П. рассматривает процессы порождения и восприятия речи как сложные иерархически организованные многоуровневые процессы. При этом ни порождение, ни восприятие речи не осуществляется "снизу вверх", не является процессом последовательного перехода от простых единиц к сложным. Речевая деят-ность оказывается одновременным оперированием на разных уровнях, в рез. взаимодействия к-рых решается коммуникативная задача.
Достижения П. используются при создании систем автоматич. восприятия и синтеза речи, для разрешения задач, связанных с проблемой созданий искусственного интеллекта.
Один из аспектов психолингв. направления — изучение речевой деят-ности в разных социолингв. ситуациях, при двуязычии и многоязычии разл. типов.
Результаты психолингв. экспериментов могут явиться критерием принятия решения в тех случаях, когда это невозможно сделать в пределах традиц. лингвистики, на основе чисто описательного метода.
Лит.: Леонтьев А. А. Психолингвистич. единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969; Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969; Основы теории речевой деятельности. М., 1974; Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976; Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику. Л., 1989.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.